черепай меня большая покатаха!
античность
Парменид
три пути:
1) "тропа дня" - учение истины. Бытие есть. Бытие можно познать только разумом. Приравнивает бытие к мышлению, ибо "одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует". Небытия нет. Т.к. про него нельзя мыслить и все сведется к "есть то, чего нет". Бытие не порождено, не портится, не гибнет, неделимо - т.к. пришлось бы признать сущ-е небытия, которого нет. Бытие - чистое настоящее. Неподвижно, однородно, совершенно, имеет форму шара О.о.
2) "тропа ночи" - учение мнения. Тут все опирается на чувственное восприятие, т.е. изменчивое, непостоянное. Мнений может быть множество, а истина одна. Мнения не выражают истину.
3) тропа "приемлемых видимостей" - няшка не должен спрашивать, а я и не понял ее все равно.
Гераклитаристократ, между прочим х)
"архе" - огонь. Все из огня и все в огонь. "Путь наверх и путь вниз един".
Изменяемость природы. Образы: река, смерть. Теория "всеобщей вариабельности".
В изменениях стираются грани между противоречиями. Противоречия - основа вещей.
Мир изменяется => о начале его и речи не идет.
Нет устойчивых элементов природы.
Огонь - не элемент природы, а момент вечных изменений. "огонь-вещь" = "товары-золото".
все сущее - борьба противоположностей, подвижное единство.
Концепция "логоса".
Все изменчивое => изменяемость - устойчивое. Правит логос (разум). Это космическая сила. Мир разумен! противоречия -> прекрасная гармония."гармония из хаоса" (с) х))
Платон
1. характеристика понятий - единичность, устойчивость;
2. объекты должны иметь те же характеристики;
3. но вещи изменчивы => не объекты.
=> объект - некое иное, неизменное, бытие. Это "идея".
"вещи-бытие" = "тени-вещи". Пример с пещерой и пленниками.
истинное бытие - "это некие умопостигаемые, и бестелесные идеи". Он их называет "сущностями". Вещи причастны идеям и только поэтому существуют.
Но!
Идей много => понятие единого. Единое - выше бытия, составляет условие возможности бытия, т.е. идей. "Если единое не существует, то и иное не существует".
Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления.
*ощущаемое
-предметы (вера - способность обладать непосредственным опытом)
-их тени (уподобление)
все вместе - мнение
*умопостигаемое
-идеи вещей (вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму)
-их умопостигаемые подобия (математические объекты). математики использую выводные понятие. эта способность - рассудок.
разум+рассудок=мышление, которое только способно познать сущность.
Материя - начало иного - изменчивого, непостоянного. Принцип чувственного мира. Лишена определенности => непознаваема. Отождествляет с пространством (которое - возможность геом.фигур).
Аристотель
сущность.
сущность - единичное, обладающее самостоятельность. Может быть выражена в понятии и является предметом науки.
10 категорий ("кат-я" = "высказывание")
сущность - "что есть вещь?" - определение, понятие вещи.
остальные 9 категорий (кач-во, кол-во, отнош-е, место, время, действие, страдание, сост-е, облад-е) - "каковы свойства вещи?"
о сущности высказываются все категории, но она сама не высказывается.
Хотя сущность - отдельный предмет, но она не воспринимается чувствами. Чувствами воспринимаются 9 категорий, а сущность - носитель их. Делает предмет "вот этим".
И первичные и вторичные сущности неделимы.
И тут проблема: 1) сущность - предмет науки, но "вот этот" человек (например) им быть не может. 2) "общий" человек - предмет науки. но как таковой существовать не может.
материя - возможность, потенция. Чтобы из возможного вышло действительное - нужна форма. Ф. - активное начало, М. - пассивное. Материя бесконечно делима. Форма - нет.
сущности низшие (состоят из материи и формы), и высшие (только форма). Наивысшая сущность - чистая форма - вечный двигатель.
Природа - живая связь единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей причину и конечную цель всего сущего.
ИТАК:
Античность - дуалистическое противопоставление:
Парменид: бытие - небытие;
Платон: идеи - материя;
Аристотель: форма - материя.
средневековье
Средневековье
падение З.Р.И. (476)
теоцентричность (реальность, определяющая сущее - бог)
идея творения основа средневековой онотологии и идея откровения фундамент учения о познании
креационизм - бог сотворил мир из ничего и поддерживает своим всемогуществом.
природное - сверхприродное начало. трансцендентность.
дуализм - монистический принцип
бог недоступен для познания, но открывает себя в библии.
т.о. знание о нетварном сверхбытии можно получить с помощью веры only.
тварный мир - постижим разумом, хоть и не до конца. (спорно все это)
бытие: ens et bonum conventuntur - бытие и благо обратимы. поясняю:
т.к. бог - высшее бытие и благо => сотворенное (насколько несет печать) тоже хорошо и совершенно => зло - небытие, не есть сущность. дьявол - небытие, прикидывающееся бытием. зло живет благом, добро прави миром, зло не может уничтожить благо.
Различение бытия или существования (экзистенции) и сущности (эссенции). Совпадают только в боге (с) Боэций. Для познания вещи 4 вопроса: есть ли вещь? что она такое? какова она? почему (для чего) она есть?
Истина трансцендентна и понимается как откровение.
Док-ва бытия бога.
онтологическое (ансельм кентерберийский): "... вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и реально такой объект, выше которого нельзя помыслить" не вполне мне это ясно!
космологические (фома аквинский):
1) бог - неподвижный перводвигатель;
2) бог - первопричина;
3) бог переводит вещи из потенциального в актуальное состояние;
4) люди все сравнивают. а самое-самое - бог;
5) бог полагает цель для всего в мире.
новое время
Новое время
опора на науку.
истина - не откровение, а нечто, укорененное в самом человеке.
Человек - субъект. Мир - объект.
Истина должна быть критичной.
гносеология - наука о познании.
главная дискуссия - по поводу истины и метода.
полемика между эмпиризмом и рационализмом.
Парменид
три пути:
1) "тропа дня" - учение истины. Бытие есть. Бытие можно познать только разумом. Приравнивает бытие к мышлению, ибо "одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует". Небытия нет. Т.к. про него нельзя мыслить и все сведется к "есть то, чего нет". Бытие не порождено, не портится, не гибнет, неделимо - т.к. пришлось бы признать сущ-е небытия, которого нет. Бытие - чистое настоящее. Неподвижно, однородно, совершенно, имеет форму шара
2) "тропа ночи" - учение мнения. Тут все опирается на чувственное восприятие, т.е. изменчивое, непостоянное. Мнений может быть множество, а истина одна. Мнения не выражают истину.
3) тропа "приемлемых видимостей" - няшка не должен спрашивать, а я и не понял ее все равно.
Гераклит
"архе" - огонь. Все из огня и все в огонь. "Путь наверх и путь вниз един".
Изменяемость природы. Образы: река, смерть. Теория "всеобщей вариабельности".
В изменениях стираются грани между противоречиями. Противоречия - основа вещей.
Мир изменяется => о начале его и речи не идет.
Нет устойчивых элементов природы.
Огонь - не элемент природы, а момент вечных изменений. "огонь-вещь" = "товары-золото".
все сущее - борьба противоположностей, подвижное единство.
Концепция "логоса".
Все изменчивое => изменяемость - устойчивое. Правит логос (разум). Это космическая сила. Мир разумен! противоречия -> прекрасная гармония.
Платон
1. характеристика понятий - единичность, устойчивость;
2. объекты должны иметь те же характеристики;
3. но вещи изменчивы => не объекты.
=> объект - некое иное, неизменное, бытие. Это "идея".
"вещи-бытие" = "тени-вещи". Пример с пещерой и пленниками.
истинное бытие - "это некие умопостигаемые, и бестелесные идеи". Он их называет "сущностями". Вещи причастны идеям и только поэтому существуют.
Но!
Идей много => понятие единого. Единое - выше бытия, составляет условие возможности бытия, т.е. идей. "Если единое не существует, то и иное не существует".
Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления.
*ощущаемое
-предметы (вера - способность обладать непосредственным опытом)
-их тени (уподобление)
все вместе - мнение
*умопостигаемое
-идеи вещей (вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму)
-их умопостигаемые подобия (математические объекты). математики использую выводные понятие. эта способность - рассудок.
разум+рассудок=мышление, которое только способно познать сущность.
Материя - начало иного - изменчивого, непостоянного. Принцип чувственного мира. Лишена определенности => непознаваема. Отождествляет с пространством (которое - возможность геом.фигур).
Аристотель
сущность.
сущность - единичное, обладающее самостоятельность. Может быть выражена в понятии и является предметом науки.
10 категорий ("кат-я" = "высказывание")
сущность - "что есть вещь?" - определение, понятие вещи.
остальные 9 категорий (кач-во, кол-во, отнош-е, место, время, действие, страдание, сост-е, облад-е) - "каковы свойства вещи?"
о сущности высказываются все категории, но она сама не высказывается.
Хотя сущность - отдельный предмет, но она не воспринимается чувствами. Чувствами воспринимаются 9 категорий, а сущность - носитель их. Делает предмет "вот этим".
И первичные и вторичные сущности неделимы.
И тут проблема: 1) сущность - предмет науки, но "вот этот" человек (например) им быть не может. 2) "общий" человек - предмет науки. но как таковой существовать не может.
материя - возможность, потенция. Чтобы из возможного вышло действительное - нужна форма. Ф. - активное начало, М. - пассивное. Материя бесконечно делима. Форма - нет.
сущности низшие (состоят из материи и формы), и высшие (только форма). Наивысшая сущность - чистая форма - вечный двигатель.
Природа - живая связь единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей причину и конечную цель всего сущего.
ИТАК:
Античность - дуалистическое противопоставление:
Парменид: бытие - небытие;
Платон: идеи - материя;
Аристотель: форма - материя.
средневековье
Средневековье
падение З.Р.И. (476)
теоцентричность (реальность, определяющая сущее - бог)
идея творения основа средневековой онотологии и идея откровения фундамент учения о познании
креационизм - бог сотворил мир из ничего и поддерживает своим всемогуществом.
природное - сверхприродное начало. трансцендентность.
дуализм - монистический принцип
бог недоступен для познания, но открывает себя в библии.
т.о. знание о нетварном сверхбытии можно получить с помощью веры only.
тварный мир - постижим разумом, хоть и не до конца. (спорно все это)
бытие: ens et bonum conventuntur - бытие и благо обратимы. поясняю:
т.к. бог - высшее бытие и благо => сотворенное (насколько несет печать) тоже хорошо и совершенно => зло - небытие, не есть сущность. дьявол - небытие, прикидывающееся бытием. зло живет благом, добро прави миром, зло не может уничтожить благо.
Различение бытия или существования (экзистенции) и сущности (эссенции). Совпадают только в боге (с) Боэций. Для познания вещи 4 вопроса: есть ли вещь? что она такое? какова она? почему (для чего) она есть?
Истина трансцендентна и понимается как откровение.
Док-ва бытия бога.
онтологическое (ансельм кентерберийский): "... вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и реально такой объект, выше которого нельзя помыслить" не вполне мне это ясно!
космологические (фома аквинский):
1) бог - неподвижный перводвигатель;
2) бог - первопричина;
3) бог переводит вещи из потенциального в актуальное состояние;
4) люди все сравнивают. а самое-самое - бог;
5) бог полагает цель для всего в мире.
новое время
Новое время
опора на науку.
истина - не откровение, а нечто, укорененное в самом человеке.
Человек - субъект. Мир - объект.
Истина должна быть критичной.
гносеология - наука о познании.
главная дискуссия - по поводу истины и метода.
полемика между эмпиризмом и рационализмом.
@темы: журфак